Авиакатастрофы и птицы

Кто бы мог предположить, что птицы окажутся помехой для развития современной авиации, причем в тем большей степени, чем совершеннее становятся самолеты? Дело в том, что все чаще отмечены случаи столкновения самолетов с птицами в воздухе, и нередко они оканчиваются трагически не только для птиц.
Первая воздушная катастрофа от столкновения с птицей произошла еще в 1910 году в Калифорнии.
Опасность столкновения увеличивается на тех аэродромах, которые расположены поблизости от болот, морских побережий, озер. В этих случаях стаи перелетных куликов, чаек становятся теми птицами, с которыми чаще всего происходят столкновения.
Если на аэродроме появляются грызуны, то опасность представляют хищные птицы, луни в первую очередь, которые прилетают сюда охотиться на грызунов.
На Таллинском аэродроме, как сообщает В. Э. Якоби, среди шума и рева постоянно взлетающих и садящих самолётов около самой взлетной дорожки гнездятся многие птицы: полевые жаворонки, чибисы и даже чирок-трескунок, который ради безопасности гнездования пешком проходит порядочный путь от воды до гнездовья. Птицы эти никогда не попадают под самолет, они подходят к гнезду потихоньку, пешком. Такое поведение напоминает описанное С. А. Бутурлиным поведение уток, гнездящихся поблизости от гнезда сапсана на севере нашей страны. Утки как бы пользуются защитой этого хищника от своих наземных врагов, например от песцов. Они вынуждены очень осторожно подходить к своим гнездам, чтобы не попасться самим в когти соколу.
Предложено много способов борьбы с птицами на аэродромах: раскладывают тушки чаек, живые чайки боятся их и стараются облетать аэродром; применяют отравленные приманки, однако это ведет к уничтожению многих полезных птиц. Отпугивают птиц выстрелами из ракетниц или холостыми выстрелами. Хорошие результаты дает магнитофонное воспроизведение криков страха или предупреждения об опасности. Однако птицы и к ним все же привыкают.

Читайте также:  Зимняя подкормка птиц